Minecraft (Майнкрафт)

 (от англ. mine — «шахта», «добывать» и англ. craft — «ремесло») — компьютерная инди-игра в жанре песочницы, разработанная шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его компанией Mojang AB. Перссон опубликовал начальную версию  в 2009 году; в конце 2011 года была выпущена стабильная версия для ПК  , распространявшаяся через официальный сайт. В последующие годы Minecraft была портирована на  и macOS для персональных компьютеров; на Android, iOS и Windows Phone для мобильных устройств; на игровые приставки PlayStation 4, Vita, VR, Xbox One, Nintendo 3DS, Switch и Wii U. В 2014 году Microsoft приобрела Mojang AB и права на Minecraft за $2,5 миллиарда. 4J Studios портировала игру на игровые приставки, а Xbox Game Studios разработала мультиплатформенную версию Minecraft и специальное издание игры для образовательных учреждений.

Перссон написал Minecraft на  с использованием библиотеки графического вывода LWJGL, черпая идеи из таких игр, как Dwarf FortressDungeon Keeper и InfiniminerMinecraft даёт в распоряжение игрока процедурно генерируемый и изменяемый трёхмерный мир, полностью состоящий из кубов — его можно свободно перестраивать, создавая из этих кубов сложные сооружения — эта особенность делает игру схожей с конструктором LEGO. Minecraft не ставит перед игроком каких-либо конкретных целей, но предлагает ему свободу действий: например, он может исследовать мир, добывать полезные ископаемые, сражаться с противниками и много другое. Игра включает в себя дополнительные режимы, например, «выживание», где игроку нужно самому добывать ресурсы, и «творчество», где у игрока эти ресурсы есть в неограниченном количестве. Механика «редстоуна» (Redstone) позволяет создавать в игре сложные логические схемы — тем самым игра может служить виртуальным конструктором для программистов и инженеров.

Minecraft получила всеобщее признание среди игровой прессы и множество наград. Критики выделили такие основные достоинства, как реиграбельность, минималистичный дизайн, динамичный саундтрек и необыкновенную свободу творчества, ограниченную лишь фантазией игрока; недостатками они посчитали наличие недоработанных предметов и сложности с созданием сетевой игры, также в игре нет обучения. Разработчики устранили эти недостатки в последующие годы. К маю 2019 года было продано более 176 миллионов копий на всех платформах, что делает Minecraft самой продаваемой игрой в истории. К середине 2018 года было зафиксировано около 91 миллионов активных игроков, которые запускали игру хотя бы раз в месяц. В популяризации и коммерческом успехе Minecraft большую роль сыграли пользовательский контент, в том числе видеоролики, распространяемые через , и множество сторонних модификаций. В 2015 году Mojang AB, в сотрудничестве с Telltale Games, выпустила спин-офф Minecraft: Story Mode.

Игровой процесс

Лесной биом с растительностью и существами
Лесной биом с растительностью и существами

Перед началом игры нужно выбрать параметры для процедурной генерации мира. Игрок может ввести начальное значение для генератора псевдослучайных чисел, позволяющего создавать уникальные и неповторяющиеся миры. Если игрок не введёт это значение, то игра сделает это автоматически, используя для начального значения время на системных часах. Поэтому, если игрок создаст два мира с одинаковыми значениями, то такие миры также будут одинаковы. Таким образом создаётся игровой мир, состоящий из расставленных в фиксированном порядке кубов, и у такого мира практически нет ограничений в пространстве. Игровой мир делится на различные биомы, у каждого из которых свои погода и объекты. Дно мира состоит из бедрока (Bedrock), который можно сломать только в творческом режиме. В начале игры игровой персонаж появляется на поверхности земли в случайном биоме — например, в пустыне, горах, равнинах, лесу и так далее. В Minecraft нет каких-либо конкретных целей или сюжета — она строится на том, чтобы игрок импровизировал во время игрового процесса. По мере прохождения Minecraft игрок будет получать достижения за выполнения определённых действий. По умолчанию игрок управляет персонажем в режиме от первого лица, но игрок также может переключиться на режим от третьего лица. Сам мир состоит из трёхмерных объектов, которые в игре называются блоками (Block), и такие блоки отличаются между собой текстурой, физикой и другими признаками. Игровой процесс в целом строится на добыче и размещении блоков, которыми могут быть земля, камень, руды, древесина, вода, лава и многие другие. Таким образом игрок может сооружать различные конструкции, и эта особенность делает игру схожей с конструктором LEGO.

Персонаж перемещается по миру пешком, преодолевая различные естественные препятствия. Кроме игрового персонажа, в мире есть ещё неигровые персонажи: например, животные, деревенские жители и противники. Деревенские жители находятся в деревнях, и с ними можно торговать — за изумруды можно купить или продать какие-нибудь полезные предметы. Кроме того, у каждого такого жителя есть своя профессия, от которой зависит, какие предметы он будет продавать. В Minecraft есть смена дня и ночи, причём игровые сутки длятся 20 минут реального времени. Днём появляются дружелюбные существа, например, свиньи, овцы или коровы. Игрок может охотиться на них, чтобы добыть пропитание и материалы для создания определённых предметов, кроме того, игрок может разводить их с помощью корма. Игрок может использовать животных для тех или иных целей — например, свинью можно оседлать для быстрого перемещения по миру, овец можно стричь для получения шерсти, а коров — доить, чтобы получить молоко. Игрок может выращивать различные растения, вроде пшеницы или картофеля, чтобы добывать себе пищу мирным способом. Ночью на поверхности появляются враждебные существа — пауки, зомби и скелеты, с которыми игрок может сразиться или же дождаться утра в безопасном месте. Также враги могут быть днём в неосвещённых местах: например, в пещерах. В Minecraft есть крипер (Creeper), один из характерных для игры противников — зелёное четырёхногое существо, которое при приближении к персонажу издаёт характерное шипение, взрывается и уничтожает несколько блоков вокруг себя. Некоторые враждебные существа днём вспыхивают и сгорают, если у них нет шлема или над ними нет блока.

В Minecraft игрок изначально появляется в обычном мире (The Overworld), однако, кроме этого мира, есть ещё два параллельных измерения, которые опаснее и враждебнее по отношению к игровому персонажу — Незер (The Nether) и Энд (The End), в которые можно попасть через специальные порталы. Незер — опасное измерение с уникальными ресурсами и лавовыми морями. Если игрок зайдёт в Незер, пройдёт какое-либо расстояние там и вернётся в обычный мир, то он переместится на гораздо большее расстояние. Таким образом можно совершать быстрые путешествия. В Незере игрок может построить тотем из ингредиентов, которые находятся в этом измерении, чтобы призвать одного из боссов игры — Визера (Wither). Энд — мрачное пустынное место, в котором находится совокупность островов, парящих в пустоте. На центральном из них обитает Эндер-дракон (Ender Dragon) — самый сильный противник в Minecraft, который может считаться финальным боссом. Для того, чтобы попасть в Энд, игроку нужно найти крепость самому или с помощью особых предметов — эндер-жемчугов (Ender Pearl), которые указывают направление к этой крепости. Эндер-жемчуга игрок может получить при убийстве эндерменов (Enderman) — существ, нейтральных по отношению к игроку до тех пор, пока он на них не посмотрит. Если победить Эндер-дракона, то игроку будет показана «Поэма Энда» — завершающий рассказ, написанный ирландским писателем Джулианом Гофом; «Поэма» представляет собой философский диалог между двумя оппонентами. Однако на этом игра не завершается — потом игрок может вернуться в обычный мир через портал и продолжить игровой процесс.

Кроме инвентаря, у игрока есть очки здоровья, сытости и опыта. Когда персонаж получает урон, например, от атак противников или падения с большой высоты, то его очки здоровья теряются. Очки сытости нужно периодически восстанавливать пищей, однако игрок может переключиться на «мирный» режим сложности, чтобы эти очки не терялись. При истощении очков сытости персонаж начнет терять очки здоровья; в зависимости от режима сложности эта потеря может снизить здоровье до определенного уровня или привести к смерти персонажа. Очки опыта нужны персонажу для того, чтобы можно было нанести какие-либо чары на оружия, инструменты и доспехи с целью усилить тот или иной параметр, например, урон или защиту; при этом очки опыта израсходуются, в зависимости от чар. Очки опыта можно пополнить, например, при убийстве существ — с них выпадут сферы опыта, которые персонаж может подобрать. В Minecraft также есть наковальня, с помощью которой можно за опыт чинить оружия, инструменты и броню, а также переименовывать различные предметы. У персонажа для хранения предметов есть специальное окно инвентаря, и в таком инвентаре можно хранить только ограниченное количество предметов. Если персонаж умрёт, то все накопленные предметы исчезнут из инвентаря и будут разбросаны на месте смерти, а сам персонаж появится снова, но уже на точке возрождения. Эту точку игрок может изменить, если он создаст кровать для этого и поспит в ней один раз. Также игроку нужно периодически спать, в противном случае около него будут появляться летающие противники — фантомы (Phantom).

Создание предметов

Создания меча из алмазов — одного из ценных ресурсов в Minecraft
Создания меча из алмазов — одного из ценных ресурсов в Minecraft

В Minecraft многие предметы создаются из ингредиентов, которые нужно расположить в строгом порядке в специальном окне — окне крафта (в творческом режиме этого окна нет, т.к. доступны все возможные предметы и материалы). Такое окно есть в инвентаре игрока, где можно делать только простые предметы в сетке 2×2, и верстаке, где можно делать сложные предметы в сетке 3×3. На самом верстаке можно делать доспехи, уменьшающие урон от атак противников, а также оружия и инструменты для сражений и других действий. Такие инструменты, как топоры, кирки, лопаты и мотыги нужны для того, чтобы можно было добывать древесину, полезные ископаемые и камни, копать землю и возделывать грядки. Каждые такие предметы можно сделать из различных материалов, и эти предметы будут отличаться между собой количеством наносимого урона, прочностью и другими характеристиками. Например, железные инструменты выполняют ту работу, для которой предназначены, быстрее, чем инструменты из камня или древесины, и могут прослужить игроку больше времени, прежде чем сломаются. Кроме этого, в игре есть другие функциональные блоки, например, печь для выплавки металлов или варочная стойка для приготовления зелий. У этих зелий могут быть разные эффекты в зависимости от ингредиента: например, они могут восстанавливать очки здоровья, увеличивать силу, отравлять и многое другое.

Игрок может ускорить перемещение персонажа, если сделает рельсы и поставит на них вагонетку. В Minecraft есть не только обычные рельсы, но и рельсы других типов: энергорельсы (Powered Rail), ускоряющие вагонетку за счёт питания редстоуна; активирующие рельсы (Activator Rail), которые нужны для того, чтобы активировать определённую вагонетку; рельсы с датчиком (Detector Rail), подающие сигнал редстоуна, если по ним проедет вагонетка. Также рельсы можно найти в заброшенных шахтах и лесных особняках, которые можно получить, если сломать их киркой или вылить на них ведро воды. С помощью энергорельс персонаж может достичь максимальной скорости — 8 блоков в секунду.

Редстоун

В Minecraft есть добываемый под землёй ресурс «редстоун», с помощью которого можно создавать логические схемы, таким образом, игрок может делать свои постройки интерактивными. Цепи, созданные из редстоуна, передают энергию от одного блока к другому, как электрические цепи, а редстоуновый факел нужен для того, чтобы снабжать эту цепь энергией. Если установить рычаги, кнопки и другие элементы управления и использовать их, то игрок сможет переключать цепь из одного положения в другое. Minecraft позволяет игроку создавать логические вентили, выполняющие простые логические операции: например, с помощью двух рычагов можно создать вентиль «И», пропускающий «энергию» по цепи только в том случае, когда активированы оба рычага, или вентиль «ИЛИ», пропускающий «энергию», если был активирован любой из двух рычагов. Эта система имитирует устройство реальной электроники и булеву логику, что позволяет создавать сложные механизмы. Благодаря этой особенности игра может служить виртуальным конструктором для программистов и инженеров — различные энтузиасты в разные годы сооружали в Minecraft такие объекты, как работающий жёсткий диск объёмом 1 килобайт, арифметико-логическое устройство, 8-битный компьютер с устройствами памяти и ввода-вывода, текстовый процессор, эмуляторы игровых приставок Atari 2600 и Game Boy Advance.

Режимы игры

Перед процедурной генерации мира игрок должен выбрать один из трёх основных режимов игры: «выживание», «хардкор» и «творчество». Первый режим представляет собой симулятор выживания, где игрок должен исследовать мир, добывать различные предметы и блоки, необходимые для сохранения жизни игрового персонажа, и избегать опасности. Также в «выживании» есть очки здоровья, сытости и опыта. Многие ресурсы нельзя добывать без нужных инструментов. Режим «хардкор» отличается от «выживания» тем, что у игрового персонажа только одна жизнь — после первой же смерти персонажа файлы сохранения удаляются, и возобновить игру в том же мире будет нельзя. В режиме «творчество» у игрока есть доступ ко всем существующим блокам и предметам в неограниченном количестве. В «творчестве» игрок может включить режим полёта, позволяющий игровому персонажу быстро перемещаться в пространстве. Также персонаж не получает урона; очков здоровья, сытости и опыта нет. Кроме этого, в этом режиме можно мгновенно разрушать любые блоки. «Творчество» позволяет игроку всецело сосредоточиться на возведении сооружений, не отвлекаясь на каких-нибудь противников, с которыми игрок может столкнуться в других режимах. Кроме этих режимов игры, Minecraft предлагает игроку регулируемую систему сложности: например, на «мирной» сложности не появляются враждебные существа, а на «сложной» персонаж может умереть из-за потери очков сытости.

Если режим «хардкор» используется в сетевой игре, то персонаж после смерти переключается на режим наблюдения. В «наблюдении» игрок сможет только перемещаться по мире и следить за игровым процессом без прямого взаимодействия, при этом в «наблюдении» HUD не отображается. Также в этом режиме игрок может переключиться на камеру неигрового персонажа, чтобы наблюдать за игровым процессом с точки зрения этого существа. Однако игрок не сможет повлиять каким-то образом этим существом на мир, также в зависимости от выбранного существа будет применён какой-либо фильтр для экрана. Также есть режим «приключение» — он предназначен для пользовательских карт. Этот режим схож с режимом выживания, однако вводит ряд ограничений, которые могут быть установлены создателем карты: например, игроки могут разрушать блоки только специально предназначенными для этого инструментами и не могут взаимодействовать с определёнными предметами и механическими блоками. Это необходимо для того, чтобы игроки брали только нужные предметы и проходили карту только так, как задумал её создатель. Ключевым объектом режима приключения является командный блок, позволяющий создателю создать определённые условия на игровой карте через команду консоли.

Многопользовательская игра

В Minecraft есть однопользовательская и многопользовательская игры. Несколько игроков могут взаимодействовать и общаться друг с другом в одном игровом мире с помощью встроенного в игру многопользовательского режима, в том числе по локальной сети, на одном устройстве в режиме разделенного экрана и через Интернет на различных виртуальных серверах, создаваемых игроками. Игроки могут запускать свои серверы, использовать хостинг-провайдера или напрямую подключаться к игре другого игрока через Xbox Live. Миры из одиночной игры поддерживают игру по локальной сети, что позволяет игрокам присоединиться к игре на компьютерах в той же самой локальной сети без создания сервера. Операторы сервера, занимающиеся техническим обслуживанием, имеют доступ к командам консоли и могут регулировать время суток, мгновенно перемещать игровых персонажей из одной точки карты в другую и так далее. Также операторы сервера могут устанавливать ограничения для того, какие имена пользователей или IP-адресов разрешены или запрещены для входа на сервер. Многопользовательская игра дает игрокам самые разнообразные возможности, и различные серверы могут иметь уникальные правила и режимы игры — например, могут разрешать сражения между игроками.

В игре есть хостинговая служба Minecraft Realms, которая нужна для того, чтобы игроки могли легко и безопасно запускать многопользовательские игры с сервером, при этом не создавая свои серверы. Владельцы серверов Realms для издания игры Java Edition могут приглашать до 20 человек на свой сервер, причём до десяти игроков онлайн одновременно. Владельцы серверов Realms могут приглашать до 3000 человек, также одновременно могут играть до десяти игроков онлайн. В отличие от обычного сервера, только приглашенные игроки могут присоединиться к серверам Realms, и эти серверы не требуют ввода IP-адреса. Серверы Realms для Java Edition не поддерживают пользовательские плагины, но игроки могут использовать пользовательские надстройки, пакеты ресурсов и пользовательские миры.

Разработка

Снимок экрана игрового процесса Infiniminer, вдохновивший Маркуса Перссона на создание блочной структуры игрового мира Minecraft

Предшественником Minecraft была Infiniminer, созданная американским разработчиком Закари Бартом в 2009 году. У Барта была своя студия Zachtronics, в которой он разрабатывал игры-головоломоки. Одна из его игр, Infinitiminer, представляла собой многопользовательскую соревновательную игру, в которой игроки, разделившись на команды, должны были искать и добывать руды в процедурно-сгенерированном мире, чтобы вынести их на поверхность и получить за это очки. Спустя месяц Барт выпустил обновление для этой игры, однако код этого обновления не прошёл обфускацию, в результате чего он был декомпилирован и извлечён из двоичных файлов. Эта утечка исходного кода в Интернет привела к тому, что теперь сторонние разработчики смогли создавать пользовательские модификации и клиентские приложения, чтобы использовать уязвимости в коде Infinitiminer и делать чит-коды. Барт, который создал эту игру бесплатно, решил, что не сможет получить прибыль с продаж копий Infinitiminer, потерял интерес к разработке проекта и бросил его.

Параллельно шведский программист Маркус Перссон, сотрудник компании Jalbum, в свободное время работал над проектом под условным названием RubyDung — по его замыслу, эта игра должна была сочетать в себе элементы таких игр, как Dwarf FortressDungeon Keeper и RollerCoaster Tycoon. Ранее Перссон участвовал в создании многопользовательского симулятора выживания Wurm Online. Перссон пытался ввести в RubyDung режим от первого лица для того, чтобы можно было осматривать постройки с выгодного ракурса — похожая особенность была в Dungeon Keeper, где игрок мог вселяться в существ. Перссон обратил внимание, что в RubyDung полигональные объекты при приближении выглядели непривлекательно, поэтому он остался недовольным результатом до того момента, пока не увидел Infiniminer. По своим воспоминаниям, Перссон говорил себе, что это та самая игра, которую он всегда хотел сделать, и написал первый прототип Minecraft как подражание Infiniminer, используя фрагменты кода и графики из RubyDung. Перссон также включил в игру модели персонажей из другого раннего проекта Zombie Town. Игра представляла собой запускающийся в браузере Java-апплет, написанный с использованием библиотеки графического вывода LWJGL. Тестовая версия Minecraftбыла опубликована 17 мая 2009 года на форуме веб-сайта TIGSource.com, в разделе «Feedback». Перссон разместил на форуме снимок экрана игры, веб-ссылку на Java-апплет и краткое описание игры:

«Главный источник вдохновения для этой игры — Infiniminer, но я собираюсь сделать её похожей на Dwarf Fortress с точки зрения игрового процесса».

Игра получила очень положительные отзывы от участников форума, которые начали публиковать в теме свои снимки экрана игры с различными сооружениями. TIGSource объединял вокруг себя разработчиков инди-игр, таких же, как сам Перссон — у этого веб-сайта было немалое влияния, благодаря которому можно было распространять вести об игре через «сарафанное радио».

Тестовая версия игры Перссона изначально имела название Cave Game, позже он её переименовал в Minecraft: Order Of The Stone — дань уважения веб-комиксу The Order of the Stick. В дальнейшем Перссон сократил название до Minecraft, чтобы не было возможной путаницы с этим комиксом.

Культурное влияние

Социальные веб-сайты, такие как YouTube, Facebook и Reddit, сыграли значительную роль в популяризации Minecraft. Исследование, проведенное в школе коммуникаций имени Анненберга при Пенсильванском университете, свидетельствует о том, что одна треть игроков в Minecraft узнали о данной игре посредством просмотров видеороликов. В 2010 году видеоролики, снятые во время игрового процесса Minecraft, стали оказывать влияние на YouTube, часто подкреплённые комментариями. Обычно видеоролики содержат кадры захвата экрана монитора во время игрового процесса и голос за кадром. Содержание видеороликов включает в себя результаты творческой деятельности игроков, обучение и советы по игре, а также пародии на произведения в популярной культуре. К маю 2012 года на YouTube было загружено более 4 миллионов видеороликов, посвящённые Minecraft. Некоторые создатели аналогичного контента устроились на работу в Machinima Inc. — студии, выпускающая развлекательный контент на YouTube в виде фильмов на основе компьютерных игр. Также компания Yogscast, специализирующаяся на производстве развлекательного контента и выпуске компьютерных игр, обладает каналом на YouTube, который набрал миллиарды просмотров, а их выступление на MineCon 2011 имело самую высокую посещаемость.

Minecon

Minecon представляет собой фестиваль («конвент»), посвящённый Minecraft; Mojang проводит такие мероприятия каждую осень, начиная с 2011 года. Первый фестиваль Minecon прошел в отеле и казино Мандалай-Бэй в Лас-Вегасе; в нем приняли участие 4500 поклонников игры. Мероприятие включало официальный запуск Minecraft; основные выступления, в том числе Маркуса Перссона; строительные и костюмированные конкурсы; тематические секционные учебные занятия; выставки ведущих игровых и связанных с игрой компаний; специализированные товары и отдельно выделенное время для автографов и фотографий с сотрудниками Mojang AB, а также известными участниками сообщества Minecraft. В 2014 году Minecon не проводился. Minecon 2015 в Лондоне с 10 тысячами посетителей был включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой съезд игроков, посвящённый одной компьютерной игре.

Прикладное применение

Хотя Minecraft была задумана как развлекательная компьютерная игра, по мере роста её популярности многократно обсуждалась и возможность неигрового применения, в частности, в сферах автоматизированного проектирования и образования: в процессе игры дети получают навыки программирования, инженерного дела, архитектуры и математики.

На съезде MineCon 2011 один из выступавших шведских разработчиков предлагал использовать игру для перепланировки муниципальных жилых зданий, скверов и парков, заметив, что лёгкость в освоении Minecraft делает его доступным для самых широких слоев общества. В 2012 году в Медиа-лаборатории Массачусетского технологического института было разработано программное обеспечение, позволяющее воспроизводить объекты из Minecraft в реальном мире с помощью 3D-печати; по выражению разработчика Коди Самтера (Cody Sumter), «Notch не просто создал игру, он хитростью заставил 40 миллионов человек использовать САПР». В сентябре 2012 года компания Mojang и Программа ООН по населённым пунктам запустили международный проект «Block By Block», ориентированный на молодёжь и ставящий своей задачей воссоздание населённых пунктов в Minecraft с их последующей реконструкцией в реальном мире. Этот проект был основан на более ранней шведской программе Mina Kvarter («Мой квартал»), запущенной в октябре 2011 года: в силу игровой формы и простого интерфейса Minecraft проста в освоении и доступна людям, не имеющим архитектурного образования; более того, на Гаити строительству в Minecraft легко обучались люди, раньше почти не имевшие опыта пользования компьютером. В рамках Block By Block были реконструированы различные места в разных точках мира, в том числе парк Lotus Gardens в Мумбаи (Индия), сквер Dey Pukhu в городе Киртипур (Непал) и другие; также реконструировались населённые пункты в штатах Ондо и Коги Нигерии.

В апреле 2014 года Государственное агентство геоданных Дании выпустило виртуальную копию Дании, воссозданную в Minecraft в масштабе 1:1, с воспроизведением городов, дорог и рельефа местности. В 2013 году Джозефом Брэйбруком (Joseph Braybrook) из Управления геодезии и картографии Великобритании в Minecraft была создана уменьшенная копия Великобритании, построенная на реальных геоинформационных данных и состоящая из 22 миллиардов блоков; позже карта была переработана в увеличенном масштабе. В сентябре 2014 года Британский музей в Лондоне объявил о планах методами краудсорсинга воссоздать в Minecraft копию своего здания вместе со всеми экспонатами.

С 2011 года действует образовательная организация MinecraftEdu — сообщество учителей и программистов, поставившее своей задачей использование Minecraft в школьном образовательном процессе. В 2015 году копии адаптированной для образовательного процесса версии Minecraft были предоставлены всем средним школам Северной Ирландии, охватив порядка 200 школ, 30 библиотек и свыше 50 тысяч учащихся.

Смотрите прямую трансляцию Philza на www.twitch.tv

Читайте также:

Трансляции Minecraft на Twitch

Подробнее на Википедии

Posted on 07.07.2019

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *